Принята Комитетом министров в 1981 году
Комитет министров,
согласно положениям статьи 15 b) Устава Совета Европы,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства
между его членами;
принимая во внимание Конвенцию о статусе беженцев от 28 июля 1951 года
и Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 года;
напоминая о либеральном и гуманном подходе государств-членов Совета
Европы по отношению к лицам, ищущим убежище, и, в частности, об их приверженности
принципу non-refoulement, как зафиксировано в резолюции (67) 14 о предоставлении
убежища лицам, подвергающимся угрозе преследований, и в Декларации о территориальном
убежище 1977 года;
принимая во внимание рекомендацию 787 (1976) о Консультативной Ассамблее
по согласованию практики приемлемости;
имея в виду основные требования в этой области, установленные Исполнительным
комитетом по программе Верховного комиссара Организации Объединенных Наций
по делам беженцев;
принимая во внимание также общие принципы защиты отдельных лиц в связи
с действиями административных властей, изложенные в резолюции (77) 31;
стремясь определить гарантии, которые, в соответствии с национальными
процедурами рассмотрения просьб о предоставлении убежища, должны быть предложены
просителям, и для этой цели установить общие принципы,
рекомендует правительствам государств-членов применять следующие принципы
в своей законодательной и административной практике:
1. Все просьбы о предоставлении убежища рассматриваются объективно и беспристрастно.
2. Решение в отношении просьбы о предоставлении убежища принимается лишь центральным
органом.
3. Четкие инструкции по рассмотрению просьб о предоставлении убежища для их
направления в центральные органы даются органам, ответственным за пограничный
контроль, а также местным органам, призванным рассматривать такие просьбы.
Эти инструкции, в частности:
I) обращают внимание указанных органов, особенно на их обязательство соблюдать
принцип non-refoulement;
II) требуют от этих органов предоставлять центральным органам любую возможную
информацию для рассмотрения просьбы;
III) подчеркивают необходимость учитывать конкретную ситуацию, в которой находится
лицо, ищущее убежище, включая, как это может иметь место, трудности, которые
оно может испытывать при подаче просьбы.
4. Пока центральные органы, упомянутые в пункте 2, не примут решение в отношении
просьбы о предоставлении убежища, просителю разрешается оставаться на территории
государства, если только компетентные центральные органы не установят, что
в основе этой просьбы явно лежат причины, не имеющие отношения к убежищу,
в частности, что она содержит недостоверную информацию и не связана ни с критериями
для предоставления статуса беженца, изложенными в статье 1А 2) Женевской конвенции
1951 года, ни с иными критериями, дающими основание для предоставления убежища.
5. Необходимо наличие положений, предусматривающих обжалование решения в отношении
просьбы о предоставлении убежища в вышестоящий административный орган или
в судебный орган. При отсутствии такого механизма необходимо, по крайней мере,
наличие эффективной возможности пересмотра решения. Просителю разрешается
оставаться на территории государства во время обжалования или пересмотра решения,
если только в ходе процедуры обжалования или пересмотра решения не станут
известны факты, которые, будь они известны во время первоначального рассмотрения
просьбы центральным органом, дали бы основания последнему решить, что в основе
просьбы явно лежат причины, не связанные с убежищем.
6. Проситель получает необходимые разъяснения относительно того, какой процедуре
он должен следовать, и информируется о его правах. Он обладает гарантиями,
необходимыми для представления своего дела соответствующим органам и имеет
право быть выслушанным, когда необходимо, с помощью переводчика; участие юриста
разрешается на соответствующей стадии применения процедуры, включая процедуры
обжалования, а также возможность свободно общаться с Управлением Верховного
комиссара Организации Объединенных Наций и обращаться в общественные организации,
занимающиеся беженцами.
7. Проситель информируется о решении в отношении его просьбы о предоставлении
убежища; в случае негативного решения он информируется надлежащим образом
о причинах, лежащих в основе этого решения, и об имеющихся у него возможностях
обжалования или пересмотра решения.
8. В случае признания просителя беженцем ему выдаются документы, подтверждающие
его статус беженца.
9. Конфиденциальный характер просьбы о предоставлении убежища, заявлений,
сделанных просителем, и других фактов, содержащихся в его деле, сохраняется.
10. Государствам необходимо стремиться при помощи соответствующих мер сотрудничать
с Управлением Верховного комиссара по делам беженцев по вопросам, касающимся
просьб о предоставлении убежища.