Заключение Исполнительного
комитета Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев
№ 44 (XXXVII) - 1986 год: Задержание беженцев и лиц, ищущих убежища
Исполнительный комитет,
ссылаясь на статью 31 Конвенции о статусе беженцев 1951 года,
ссылаясь далее на свое Заключение № 22 (XXXII) об обращении с лицами, ищущими
убежища, в случаях их массового притока, а также на Заключение № 7 (XXVIII), пункт
е) по вопросу о содержании под стражей или задержании в связи с высылкой беженцев,
законно находящихся в стране, и Заключение № 8 (XXVIII), пункт е), об определении
статуса беженца,
отмечая, что термин «беженец» в данных Заключениях имеет такой же смысл,
что и в Конвенции 1951 года и Протоколе 1967 года о статусе беженцев, и не наносит
ущерба более широким определениям, применяемым в различных регионах,
a) отметил с глубокой обеспокоенностью, что большое число беженцев и лиц, ищущих
убежища, в различных районах мира в настоящее время подвергаются задержанию или
аналогичным ограничительным мерам по причине их незаконного въезда или пребывания
в поисках убежища до урегулирования их положения;
b) выразил мнение, что в связи с тяготами, которые создает задержание, его, как
правило, следует избегать. В случае необходимости к задержанию можно прибегнуть
лишь на основаниях, предусмотренных законом, для установления личности, для определения
элементов, на которых основано ходатайство о предоставлении статуса беженца или
убежища, для рассмотрения дел в случаях, когда беженцы или лица, ищущие убежища,
уничтожили свои проездные документы и/или удостоверения личности или использовали
подложные документы с целью ввести в заблуждение власти государства, в котором
они намерены просить убежища; или для охраны государственной безопасности или
общественного порядка;
c) признал важность справедливых и оперативных процедур по определению статуса
беженца или предоставлению убежища в деле защиты беженцев и лиц, ищущих убежища,
от необоснованного или чрезмерно длительного задержания;
d) подчеркнул важность того, чтобы в национальном законодательстве и/или административной
практике проводилось необходимое различие между положением беженцев и ищущих убежища
лиц и положением других иностранцев;
e) рекомендовал, чтобы меры по задержанию беженцев и лиц, ищущих убежища, подлежали
судебному или административному пересмотру;
f) подчеркнул, что условия содержания под стражей беженцев и лиц, ищущих убежища,
должны быть гуманными. В частности, беженцы и лица, ищущие убежища, по возможности
не должны размешаться вместе с уголовными преступниками и не должны находиться
в местах, где существует угроза их личной безопасности;
g) рекомендовал, чтобы содержащиеся под стражей беженцы и лица, ищущие убежища,
имели возможность установить контакт с Управлением Верховного комиссара Организации
Объединенных Наций по делам беженцев, а при отсутствии его представительства в
стране — с имеющимся национальным учреждением по оказанию помощи беженцам;
h) вновь подтвердил, что беженцы и лица, ищущие убежища, несут обязанности перед
страной, в которой они находятся; они предусматривают, в частности, соблюдение
законов и подзаконных актов этой страны, а также мер по обеспечению общественного
порядка;
i) вновь подтвердил особую важность соблюдения принципа non-refoulement
и в этом контексте напомнил об актуальности Заключения № 6 (XXVIII).