версия в формате
Adobe Acrobat |
Принята Комитетом министров в 1981 году
Комитет министров, согласно положениям статьи 15
b) Устава Совета Европы,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства
между его членами;
принимая во внимание Конвенцию о статусе беженцев от 28 июля 1951
года и Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 года;
напоминая о либеральном и гуманном подходе государств-членов Совета
Европы по отношению к лицам, ищущим убежище, и, в частности, об их приверженности
принципу non-refoulement, как зафиксировано в резолюции (67) 14 о
предоставлении убежища лицам, подвергающимся угрозе преследований, и в Декларации
о территориальном убежище 1977 года;
принимая во внимание рекомендацию 787 (1976) о Консультативной Ассамблее
по согласованию практики приемлемости;
имея в виду основные требования в этой области, установленные Исполнительным
комитетом по программе Верховного комиссара Организации Объединенных Наций
по делам беженцев;
принимая во внимание также общие принципы защиты отдельных лиц в
связи с действиями административных властей, изложенные в резолюции (77)
31;
стремясь определить гарантии, которые, в соответствии с национальными
процедурами рассмотрения просьб о предоставлении убежища, должны быть предложены
просителям, и для этой цели установить общие принципы,
рекомендует правительствам государств-членов применять следующие принципы
в своей законодательной и административной практике:
1. Все просьбы о предоставлении убежища рассматриваются объективно и беспристрастно.
2. Решение в отношении просьбы о предоставлении убежища принимается лишь
центральным органом.
3. Четкие инструкции по рассмотрению просьб о предоставлении убежища для
их направления в центральные органы даются органам, ответственным за пограничный
контроль, а также местным органам, призванным рассматривать такие просьбы.
Эти инструкции, в частности:
I) обращают внимание указанных органов, особенно на их обязательство соблюдать
принцип non-refoulement;
II) требуют от этих органов предоставлять центральным органам любую возможную
информацию для рассмотрения просьбы;
III) подчеркивают необходимость учитывать конкретную ситуацию, в которой
находится лицо, ищущее убежище, включая, как это может иметь место, трудности,
которые оно может испытывать при подаче просьбы.
4. Пока центральные органы, упомянутые в пункте 2, не примут решение в отношении
просьбы о предоставлении убежища, просителю разрешается оставаться на территории
государства, если только компетентные центральные органы не установят, что
в основе этой просьбы явно лежат причины, не имеющие отношения к убежищу,
в частности, что она содержит недостоверную информацию и не связана ни с
критериями для предоставления статуса беженца, изложенными в статье 1А 2)
Женевской конвенции 1951 года, ни с иными критериями, дающими основание
для предоставления убежища.
5. Необходимо наличие положений, предусматривающих обжалование решения в
отношении просьбы о предоставлении убежища в вышестоящий административный
орган или в судебный орган. При отсутствии такого механизма необходимо,
по крайней мере, наличие эффективной возможности пересмотра решения. Просителю
разрешается оставаться на территории государства во время обжалования или
пересмотра решения, если только в ходе процедуры обжалования или пересмотра
решения не станут известны факты, которые, будь они известны во время первоначального
рассмотрения просьбы центральным органом, дали бы основания последнему решить,
что в основе просьбы явно лежат причины, не связанные с убежищем.
6. Проситель получает необходимые разъяснения относительно того, какой процедуре
он должен следовать, и информируется о его правах. Он обладает гарантиями,
необходимыми для представления своего дела соответствующим органам и имеет
право быть выслушанным, когда необходимо, с помощью переводчика; участие
юриста разрешается на соответствующей стадии применения процедуры, включая
процедуры обжалования, а также возможность свободно общаться с Управлением
Верховного комиссара Организации Объединенных Наций и обращаться в общественные
организации, занимающиеся беженцами.
7. Проситель информируется о решении в отношении его просьбы о предоставлении
убежища; в случае негативного решения он информируется надлежащим образом
о причинах, лежащих в основе этого решения, и об имеющихся у него возможностях
обжалования или пересмотра решения.
8. В случае признания просителя беженцем ему выдаются документы, подтверждающие
его статус беженца.
9. Конфиденциальный характер просьбы о предоставлении убежища, заявлений,
сделанных просителем, и других фактов, содержащихся в его деле, сохраняется.
10. Государствам необходимо стремиться при помощи соответствующих мер сотрудничать
с Управлением Верховного комиссара по делам беженцев по вопросам, касающимся
просьб о предоставлении убежища.