а) феномен беженцев независимо от того, признаны они официально
таковыми или нет (лица, ищущие убежища), выезжающих в неорганизованном порядке
из стран, в которых они уже получили защиту, в целях поиска убежища и постоянного
расселения в другом месте, вызывает все большее беспокойство. Причиной этого
беспокойства является дестабилизирующее воздействие этих неорганизованных
перемещений на конструктивные международные усилия по нахождению надлежащих
решений для беженцев. Такие неорганизованные перемещения включают в себя въезд
на территорию другой страны без предварительного согласия национальных властей
либо без въездной визы, либо при отсутствии или недостаточном количестве документов,
обычно требуемых для поездок, либо с поддельными или подложными документами.
Аналогичную озабоченность вызывает все более частое явление, когда беженцы
или лица, ищущие убежища, сознательно уничтожают или избавляются от своих
документов с целью ввести в заблуждение власти страны, в которую они прибыли;
b) неорганизованные перемещения беженцев и ищущих убежища лиц, которые уже
получили защиту в стране, в основном осуществляются лицами, которые считают
себя вынужденными покинуть ее из-за отсутствия возможности получить образование
или работу и найти долговременное надежное решение путем добровольной репатриации,
интеграции в общество и переселения;
с) феномен таких неорганизованных перемещений может быть эффективно урегулирован
лишь на основе согласованных действий правительств в консультации с УВКБ,
направленных на:
I) выявление причин и масштабов неорганизованных перемещений в любой конкретной
ситуации, в которой находятся беженцы;
II) устранение или ослабление причин таких неорганизованных перемещений путем
предоставления и сохранения предоставленного убежища, а также путем предоставления
необходимых долговременных решений или иных надлежащих мер по оказанию помощи;
III) поощрение принятия соответствующих мер по выявлению беженцев в заинтересованных
странах;
IV) обеспечение гуманного обращения с беженцами и лицами, ищущими убежища,
которые, оказавшись в неопределенном положении, вынуждены неорганизованно
переезжать из одной страны в другую;
d) в этих рамках правительствам в тесном сотрудничестве с УВКБ следует:
I) добиваться надлежащих мер в целях заботы о беженцах и лицах, ищущих убежища,
и оказания им поддержки в странах, где они нашли защиту, в ожидании нахождения
долговременного решения;
II) содействовать принятию подходящих долговременных решений, уделяя особое
внимание прежде всего добровольной репатриации, а если это невозможно — интеграции
в общество и предоставлению надлежащих возможностей для переселения;
e) беженцы и ищущие убежища лица, нашедшие защиту в какой-либо конкретной
стране, не должны, как правило, переезжать из данной страны в неорганизованном
порядке в поисках долговременных решений в другие страны, а должны пользоваться
долговременными решениями, имеющимися в данной стране благодаря мероприятиям
правительств и УВКБ, рекомендованным в пунктах с) и d);
f) в случае, если беженцы и лица, ищущие убежища, все же переезжают в неорганизованном
порядке из страны, в которой они уже нашли защиту, они могут быть возвращены
в данную страну, если:
I) они защищены там от принудительного возвращения (refoulement);
II) им разрешено оставаться там и с ними будут обращаться в соответствии с
общепризнанными основными гуманитарными нормами, пока для них не будет найдено
долговременное решение. Если планируется такое возвращение, УВКБ может быть
предложено содействовать в осуществлении мероприятий по повторному допуску
и приему заинтересованных лиц;
g) признано, что могут быть исключительные случаи, при которых беженец или
лицо, ищущее убежища, может законно утверждать, что у него есть основания
опасаться преследований и что его физическая безопасность или свобода подвергаются
опасности в стране, в которой он ранее нашел защиту. Такие дела должны быть
положительно рассмотрены властями государства, в котором он просит убежища;
h) проблема неорганизованных перемещений усугубляется тем, что все больше
беженцев и лиц, ищущих убежища, пользуется подложными документами и практикой,
когда они намеренно уничтожают проездные и/или другие документы или избавляются
от них с целью ввести в заблуждение власти страны, куда они прибыли. Такая
практика осложняет установление личности заинтересованного лица и определение
той страны, где он находился до прибытия, а также характера и продолжительности
его пребывания в той стране. Подобного рода действия являются ложными и могут
уменьшить шансы заинтересованного лица на положительный исход дела;
i) признано, что обстоятельства могут вынудить беженца или лицо, ищущее убежища,
прибегнуть к использованию подложных документов, покидая страну, в которой
его физическая безопасность или свобода подвергаются опасности. В случае,
когда обстоятельств, которые вынуждали бы поступать таким образом, не существует,
использование поддельных документов не может быть оправдано;
j) преднамеренное уничтожение беженцами или лицами, ищущими убежища, проездных
или иных документов либо избавление от них по прибытии в страну назначения
с целью ввести в заблуждение национальные власти относительно их предыдущего
пребывания в другой стране, где они имели защиту, недопустимо. Государства
самостоятельно или в сотрудничестве с другими государствами должны принять
надлежащие меры для воздействия на это все более частое явление.