Исполнительный комитет,
с глубоким беспокоиством отмечая, широкое распространение сексуального насилия,
которое нарушает основное право на личную безопасность, признанное в международном
праве по защите прав человека и в международном гуманитарном праве, причиняет
вред и физический ущерб жертвам, их семьям и общинам и становится причиной
вынужденных перемещений, включая перемещения беженцев, в некоторых районах
мира;
отмечая также тревожные сообщения о том, что беженцы и ищущие убежища лица,
в том числе дети, во время бегства или по прибытии в страны, где они искали
убежища, нередко подвергались изнасилованию и другим формам сексуального насилия,
включая вымогательство сексуальных услуг в связи с предоставлением предметов
первой необходимости, личных документов или статуса беженца;
признавая необходимость конкретных действий по выявлению, предупреждению случаев
сексуального насилия и по устранению его последствий в целях эффективной защиты
лиц, ищущих убежища, и беженцев;
признавая далее, что предупреждение сексуального насилия может способствовать
предотвращению вынужденных перемещений, в том числе ситуаций, связанных с
беженцами, и облегчить поиск решений;
подчеркивая важность международных документов, касающихся беженцев, прав человека
и гуманитарного права для защиты лиц, ищущих убежища, беженцев и репатриантов
от сексуального насилия;
принимая во внимание прект Декларации о ликвидации насилия в отношении женщин,
принятый Комиссией по положению женщин, Комитетом по ликвидации дискриминации
в отношении женщин, Комиссией по правам человека, Советом Безопасности и другими
органами Организации Обьединенных Нации по предупреждению, расследованию и
по наказанию сексуального насилия, когда это соответствует их мандатам;
вновь подтверждая свои Заключения № 39 (XXXVI), № 54 (IX), № 60 (XL) и № 64
(XLI), касающиеся женщин – беженок,
а) решительно осуждает преследование в форме сексуального насилия, которое
не только представляет собой нарушение прав человека, но и является особо
серьезным оскорблением человеческого достоинства, а также тяжеим нарушением
гуманитарного права, когда оно применяется в условиях вооруженного конфликта;
b) настоятельно призывает государства уважать и обеспечивать основополагающее
право всех людей, находящихся на их территории на личную неприкосновенность,
в частности осуществляя соответствующие национальные законы согласно международно-правовым
нормам и принимая конкретные меры по предупреждению сексуального насилия и
по борьбе с ним, включая:
I) разработку и осуществление учебных программ, направленных на охрану правопорядка
и соблюдение должностными лицами и служащими вооруженных сил права каждого
человека на личную неприкосновенности, включая защиту от сексуального насилия;
II) осуществление эффективных, недискриминационных средств правовой защиты,
включая содействие в подаче и расследовании жалоб на сексуальные посягательства,
судебное преследование правонарушителей и своевременные и пропорциональные
дисциплинарные меры в случаях злоупотребления властью, приведшего к сексуальным
посягательствам;
III) механизмы, облегчающие быстрый и беспрепятственный доступ УВКБ , а при
необходимости и другим организациям, чья деятельность одобрена заинтересованным
правительством, ко всем лицам, ищущим убежища, беженцам и репатриантам;
IV) мероприятия по поощрению прав женщин-беженок, в том числе путем распространения
«Руководящих принципов защиты женщин-беженок» и их осуществления, в тесном
сотрудничестве с женщинами-беженками, в рамках всех компонентов программ для
беженцев;
с) призывает государства и УВКБ обеспечить равный доступ женщин и мужчин к
процедурам определения статуса беженца и к получению всех видов личных документов,
имеющих значение для свободы передвижения беженцев, их благосостояния и гражданского
статуса, и поощрять участие не только мужчин, но и женщин-беженок в принятии
решений, касающихся добровольной репатриации или иных долговременных решений;
d) поддерживает признание беженцами лиц, чьи ходатайства о предоставлении
статуса беженца основываются на вполне обоснованных опасений преследований
в форме сексуального насилия по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности
к определенной социальной группе или политических убеждений;
е) рекомендует государствам разработать соответствующие руководящиепринципы
в отношении женщин, ищущих убежище, признавая то обстоятельство, что женщины-беженки
часто испытывают преследования в иных формах, нежели мужчины;
f) рекомендует оказывать беженцам, ставшим жертвами сексуального насилия,
и их семьям надлежащую медицинскую и социально-психологическую помощь, включая
корректные в культурном отношении консультативные услуги, и, как правило,
считать их нуждающимися в особой заботе государств и УВКБ в том, что касается
помощи и поиска долговременных решений;
g) рекомендует, чтобы в ходе процедур по определению статуса беженцев с лицами,
ищущими убежище, которые могли пострадать от сексуального насилия, обходились
особенно внимательно;
h) вновь подтверждает важность участия женщин-сотрудниц в осуществлении программ
для беженцев, включая чрезвычайные операции, и прямого доступа к ним женщин-беженок;
i) поддерживает усилия Верховного комиссара, предпринимаемые в координации
с другими межправительственными и неправительственными организациями, компетентными
в данной области, по разработке и организации учебных курсов для должностных
лиц, включая должностных лиц лагерей, сотрудников, принимающих решение о предоставлении
права на убежище, и других, кто работает с беженцами, по практическим мерам
защиты, направленным на предупреждение сексуального насилия и реагирования
на него;
j) рекомендует государствам создать учебные программы, призванные обеспечить,
чтобы те, кто участвует в процедуре определения статуса беженца, обращали
должное внимание на проблемы пола и культуры;
k) призывает Верховного комиссара активно продолжать в сотрудничестве с органами
и организациями, занимающимися вопросами прав человека, усилия по распространению
информации о правах беженцев и конкретных потребностях и возможностях женщин
и девушек из числа беженцев и поощрять полное и эффективное осуществление
«Руководящих принципов защиты женщин-беженок»;
l) призывает Верховного комиссара включать проблему сексуального насилия в
будущие доклады о ходе работы по осуществлению «Руководящих принципов защиты
женщин-беженок»;
m) просит Верховного комиссара издать как документ Исполнительного комитета
и широко распространить «Записку о некоторых аспектах сексуального насилия
в отношении женщин-беженок».