Исполнительный комитет
a) признает, что вынужденное перемещение людей внутри их собственных стран
является проблемой мирового масштаба и что бедственное положение таких лиц,
перемещенных внутри страны, число которых может превышать число беженцев,
является гуманитарной проблемой, вызывающей серьезное беспокойство;
b) отмечает, что многочисленные и разнообразные глубинные причины вынужденных
внутренних перемещений и перемещений беженцев нередко бывают сходными и что
проблемы как беженцев, так и лиц, перемещенных внутри страны, часто требуют
аналогичных мер в отношении предупреждения, защиты, гуманитарной помощи и
решений;
c) вновь подтверждает, что международному сообществу необходимо изыскивать
пути и средства предупреждения вынужденных перемещений;
d) подчеркивает, что, поскольку лица, перемещенные внутри страны, остаются
под территориальной юрисдикцией их собственных государств, основная ответственность
за их благосостояние и защиту лежит на соответствующем государстве;
е) настоятельно призывает правительства государств, где имеются лица, перемещенные
внутри страны, действовать сообразно своей ответственности за их благосостояние
и защиту;
f) призывает международное сообщество в соответствующих обстоятельствах оказывать
своевременную и быструю гуманитарную помощь и поддержку странам, где произошли
внутренние перемещения, с тем чтобы они могли выполнить свои обязанности перед
перемещенными лицами;
g) отмечает, что во многих случаях наряду с лицами, перемещенными внутри страны,
имеются беженцы, репатрианты или уязвимое местное население, причем неразумно
и нецелесообразно обращаться с этими категориями по-разному, удовлетворяя
их потребность в защите и помощи;
h) признает, что действия международного сообщества, предпринимаемые в консультации
и координации с заинтересованным государством, в интересах лиц, перемещенных
внутри страны, могут способствовать ослаблению напряженности и разрешению
проблем, приведших к перемещению, и стать важными компонентами комплексного
подхода к предупреждению и решению проблем беженцев;
i) призывает заинтересованные правительства обеспечить безопасный и своевременный
гуманитарный доступ к лицам, нуждающимся в защите и помощи, включая лиц, перемещенных
внутри страны, и жертв вооруженных конфликтов, а также беженцев, находящихся
на их территории;
j) признает, что резолюция 48/116, принятая Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций 20 декабря 1993 года и вновь подтвердившая поддержку усилий
Верховного комиссара «на основе конкретных просьб Генерального секретаря или
компетентных главных органов Организации Объединенных Наций и с согласия заинтересованного
государства, с учетом взаимодополняемости мандатов и опыта других соответствующих
организаций по оказанию гуманитарной помощи и обеспечению защиты лицам, оказавшимся
перемещенными внутри их собственной страны, в специфических ситуациях, требующих
особого опыта Управления, особенно там, где такие усилия могли бы способствовать
предотвращению или решению проблем беженцев», по-прежнему служит надлежащими
рамками для участия Верховного комиссара в ситуациях внутреннего перемещения;
k) призывает Верховного комиссара продолжать усилия УВКБ по претворению в
жизнь внутренних критериев и руководящих принципов участия УВКБ в разрешении
ситуаций внутреннего перемещения как важный вклад в более согласованный отклик
международного сообщества на потребности лиц, перемещенных внутри страны;
l) подчеркивает, что мероприятия в интересах лиц, перемещенных внутри страны,
не должны подрывать институт убежища, включая право искать убежище от преследований
в других странах и пользоваться этим убежищем;
m) признает, что международная защита прав человека, международное гуманитарное
право, а во многих случаях национальные законы содержат нормы, предусматривающие
охрану и защиту лиц, перемещенных внутри страны, а также тех, кому угрожает
перемещение, и выразил серьезное беспокойство по поводу несоблюдения этих
норм конфликтующими сторонами;
n) признает важность работы Представителя Генерального секретаря по делам
лиц, перемещенных внутри страны, и в частности его усилий по обобщению существующих
международных норм об обращении с лицами, перемещенными внутри страны, и по
разработке кодекса поведения, в который вошли бы руководящие принципы по данному
вопросу;
o) призывает УВКБ продолжать тесное сотрудничество с Представителем Генерального
секретаря в выполнении своего мандата;
p) признает далее важнейшую роль Международного Комитета Красного Креста в
распространении информации о международном гуманитарном праве и в предоставлении
защиты и гуманитарной помощи лицам, перемещенным в результате вооруженных
конфликтов;
q) призывает к активизации усилий в области профессиональной подготовки и
распространения знаний о международной защите прав человека и о международном
гуманитарном праве и к совместному поощрению заинтересованными организациями
и учреждениями осуществления этих международных норм;
r) считает, что при решении проблемы внутреннего перемещения международное
сообщество должно стремиться в максимально возможной степени сотрудничать
с существующими гуманитарными организациями, включая неправительственные организации,
имеющие необходимый опыт;
s) призывает УВКБ под руководством Координатора чрезвычайной помощи и в сотрудничестве
с другими заинтересованными учреждениями укреплять и структурно оформлять
сотрудничество через существующие межучрежденческие механизмы, в частности
через Постоянный межучрежденческий комитет, с тем чтобы улучшить реакцию международного
положения на бедственное положение лиц, перемещенных внутри страны, и подчеркивает
в этой связи важность укрепления механизмов обмена информацией;
t) настоятельно призывает активно продолжать дискуссии о межучрежденческих
аспектах внутреннего перемещения в других соответствующих форумах, с тем чтобы
обеспечить комплексный и согласованный подход международного сообщества к
проблеме лиц, перемещенных внутри страны.