Исполнительный комитет,
признавая, что первопричины крупномасштабного недобровольного перемещения
населения сложны и взаимосвязаны и включают в себя грубые нарушения прав человека,
в том числе в условиях вооруженного конфликта, нищету и экономический хаос,
политические конфликты, этническую и межобщинную напряженность и деградацию
окружающей среды и что подход международного сообщества к этим причинам должен
быть согласованным и комплексным;
подтверждая в этой связи Заключение № 40 (XXXVI) о добровольной репатриации,
где говорится о том, что аспект причин имеет критически важное значение для
отыскания решений и что международные усилия также должны быть направлены
на устранение причин потоков беженцев; подчеркивая далее, что необходимым
условием предотвращения потоков беженцев является достаточная политическая
воля со стороны непосредственно затронутых государств решать в зародыше проблемы,
лежащие в основе потоков беженцев;
напоминая о своей просьбе к Верховному комиссару провести консультации относительно
возможностей и инициатив в конкретных районах, сталкивающихся со сложными
проблемами вынужденного перемещения населения, а также о достижении цели предоставления
международной защиты всем, кто в ней нуждается;
отмечая, что предотвращение таких ситуации и реагирование на них может выходить
за рамки мандата и возможностей УВКБ;
отмечая далее, что лица, перемещенные внутри стран, остаются под территориальной
юрисдикцией своих собственных стран и что главная ответственность за их благосостояние
и защиту лежит на соответствующем государстве;
сознавая, что недобровольное перемещение, помимо причинения страданий конкретным
людям, может налагать большое внутри региональное бремя и может затрагивать
также безопасность и стабильность на региональном уровне;
признавая желательность всеобъемлющих подходов международного сообщества к
проблемам беженцев и перемещенных лиц, включая устранение коренных причин,
укрепление готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них, обеспечение
эффективной защиты и отыскание долговременных решений,
а) подчеркивает обязанность государств обеспечивать условия, при которых люди
свободны от страха, побуждающего их к бегству, поддерживать институт убежища,
создавать условия, благоприятствующие добровольной репатриации, принимать
меры для удовлетворения основных гуманитарных потребностей и сотрудничать
со странами, на которые ложится самое большое бремя присутствия больших масс
беженцев;
b) вновь подтверждает ценность всеобъемлющих подходов, в которых УВКБ играет
важную роль благодаря своему присутствию и своей деятельности в странах происхождения
беженцев, а также в странах убежища; в особенности процесса МКЦАБ, Всестороннего
плана действий и репатриации в Мозамбик; и напоминает о мандате Верховного
комиссара в деле поощрения добровольной репатриации путем осуществления инициатив,
включая поощрение диалога между всеми основными сторонами, облегчение связи
между ними и выполнения функций посредника или канала связи;
c) подчеркивает ценность регионального сотрудничества, как об этом свидетельствуют
эти подходы, в поиске таких решений проблемы недобровольного перемещения,
которые охватывали бы политическое измерение причин;
d) напоминает, что, несмотря на отсутствие какой-либо готовой схемы для таких
подходов, весь процесс поиска решений должен диктоваться соображениями защиты
и стандарты должны применяться последовательно;
e) призывает государства в координации и сотрудничестве друг с другом и с
международными организациями, где это применимо, рассмотреть вопрос о принятии
основанных на соображениях защиты всеобъемлющих подходов к конкретным проблемам
перемещения и считает основными элементами таких подходов следующее:
I) защиту всех прав человека, включая право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, а также свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; право покидать свою собственную страну и возвращаться в нее; принцип недискриминации, включая защиту меньшинств; и право на гражданство;
II) содействие господству права путем укрепления национальных юридических и судебных институтов;
III) уважение института убежища, включая основополагающий принцип невыдворения (non-refoulement) и обеспечение международной защиты всех тех, кто в ней нуждается;
IV) меры по укреплению международной солидарности и поддержке совместного несения бремени в интересах долгосрочного устойчивого развития;
V) поддержку долгосрочного устойчивого развития;
VI) применение подходов с позиций развития уже на этапе оказания чрезвычайной помощи путем укрепления национального потенциала;
VII) поддержку мер по реабилитации, реинтеграции и восстановлению, которые будут обеспечивать устойчивость репатриации;
VIII)общественную информацию для углубления понимания вопросов беженцев и миграции как в принимающих странах, так и в странах происхождения, в частности с целью противодействия ксенофобии и расизму;
IX) создание и укрепление механизмов, призванных предотвращать или уменьшать возможности возникновения конфликтов как одной из возможных причин перемещения населения, и меры по примирению там, где это возможно и необходимо, особенно на постконфликтном этапе, для повышения прочности решений;
X) преподавание мира и прав человека, в том числе на общинном уровне, как в странах происхождения, так и в странах убежища;