I
Напоминая о выводах и рекомендациях, которые были приняты на проходившем
в 1981 году в Мексике Коллоквиуме по вопросу об убежище и международной защите
беженцев в Латинской Америке и стали важными вехами в анализе и рассмотрении
данного вопроса;
признавая, что положение с беженцами в Центральной Америке в последние
годы приобрело особую остроту и поэтому заслуживает особого внимания;
высоко оценивая активные усилия стран, принимающих центрально-американских
беженцев, несмотря на огромные трудности, с которыми им пришлось столкнуться
— особенно в условиях нынешнего экономического кризиса;
подчеркивая достойную восхищения гуманитарную и неполитическую задачу,
которую призвано решать в центрально-американских странах, Мексике и Панаме
УВКБ ООН согласно положениям Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года
и Протокола 1967года, а также положениям резолюции 428(V) Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций, в соответствии с которыми мандат Верховного
комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев применяется во всех
странах, независимо от того, являются ли они участниками указанных Конвенции
и/или Протокола;
принимая во внимание также функцию, выполняемую Межамериканской комиссией
по правам человека в плане защиты прав беженцев на континенте;
решительно поддерживая усилия Контадорской группы по изысканию эффективного
и долговременного решения проблемы центрально-американских беженцев, представляющие
собой значительный шаг в проведении переговоров о заключении эффективных соглашений
в интересах мира в регионе;
выражая убежденность в том, что многие из правовых и гуманитарных проблем,
касающихся беженцев и возникших в Центрально-американском регионе, Мексике и
Панаме, можно решить только в условиях необходимой координации и согласования
универсальных и региональных систем и национальных усилий.
II
С одобрением приняв к сведению обязательства перед беженцами, включенные в
Контадорский акт о мире и сотрудничестве в Центральной Америке, основы которого
участники Коллоквиума полностью разделяют и которые воспроизводятся ниже:
a) «применить конституционные процедуры, если они еще не сделали этого, с целью
присоединения к Конвенции 1951 года и к Протоколу 1967 года, касающимся статуса
беженцев»;
b) «принять терминологию, принятую в Конвенции и Протоколе, упомянутых в предыдущем
пункте, с целью разграничения беженцев и других категорий мигрантов»;
c) «создать внутренние механизмы, необходимые для осуществления вышеупомянутых
Конвенции и Протокола после присоединения к ним»;
d) «обеспечить создание механизма для консультаций между центрально-американскими
странами и представителями правительственных учреждений, ответственных за решение
проблемы беженцев в каждом государстве»;
е) «поддержать работу, проводимую в Центральной Америке Управлением Верховного
комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), и создать
механизмы прямого сотрудничества для содействия выполнению его мандата»;
f) «обеспечить, чтобы любая репатриация беженцев была добровольной, объявлялась
таковой в индивидуальном порядке и проводилась в сотрудничестве с УВКБ»;
g) «обеспечить образование трехсторонних комиссий, состоящих из представителей
государства происхождения, принимающего государства и УВКБ, в целях содействия
репатриации беженцев»;
h) «усилить программы защиты беженцев и оказания им помощи, особенно в сферах
здравоохранения, образования, труда и безопасности»;
i) «обеспечить создание программ и проектов в интересах достижения беженцами
самообеспечения»;
j) «осуществлять профессиональное обучение должностных лиц, ответственных за
защиту беженцев и оказание им помощи в каждом государстве, в сотрудничестве
с УВКБ и с другими международными учреждениями»;
k) «обратиться к международному сообществу с просьбой оказать срочную помощь
центрально-американским беженцам — непосредственно, через двусторонние или многосторонние
соглашения или через УВКБ и другие организации и учреждения»;
l) «в сотрудничестве с УВКБ определить другие страны, которые могли бы принять
центрально-американских беженцев. Беженец ни в коем случае не может быть переправлен
в третью страну против своей воли»;
m) «обеспечить, чтобы правительства стран региона приложили необходимые усилия
с целью искоренения причины проблемы беженцев»;
n) «обеспечить, чтобы после достижения согласия по основам добровольной и индивидуальной
репатриации, при наличии всесторонних гарантий для беженцев, принимающие страны
позволяли официальным делегациям страны происхождения в сопровождении представителей
УВКБ и принимающей страны посещать лагеря беженцев»;
o) «обеспечить, чтобы принимающие страны в координации с УВКБ содействовали
проведению процедур, необходимых для выезда беженцев в случаях добровольной
и индивидуальной репатриации»;
р) «осуществить в принимающих странах необходимые меры к недопущению участия
беженцев в деятельности, направленной против страны происхождения, неизменно
уважая при этом права человека применительно к беженцам».
III
Участники Коллоквиума сделали следующие выводы:
1. Содействовать в странах региона принятию национальных законов и подзаконных
актов, которые будут способствовать применению Конвенции и Протокола, а при
необходимости — установят внутренние процедуры и механизмы для защиты беженцев.
Кроме того, обеспечить, чтобы принятые национальные законы и подзаконные акты
отражали принципы и критерии Конвенции и Протокола, тем самым содействуя необходимому
процессу систематического согласования национального законодательства о беженцах.
2. Обеспечить, чтобы ратификация Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года и
присоединение к ним тех государств, которые еще не предприняли этих шагов, не
сопровождались оговорками, ограничивающими сферу действия этих документов, и
предложить странам, сделавшим такие оговорки, рассмотреть вопрос об их скорейшем
снятии.
3. Вновь подтвердить, что с учетом опыта, накопленного в связи с массовыми потоками
беженцев в Центрально-американском регионе, необходимо рассмотреть вопрос о
расширении понятия беженца, а также учитывая сложившееся в регионе положение,
а также по возможности прецедент Конвенции ОАЕ (статья I, пункт 2) и доктрину,
применяемую в докладах Межамериканской комиссии по правам человека. Таким образом,
для применения в регионе следует рекомендовать понятие, которое, включая в себя
элементы Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года, относит к числу беженцев
тех лиц, которые бежали из страны, поскольку их жизни, безопасности или свободе
угрожали всеобщее насилие, иностранная агрессия, внутренние конфликты, массовые
нарушения прав человека или другие обстоятельства, приведшие к серьезному нарушение
общественного порядка.
4. Подтвердить мирный, неполитический и исключительно гуманитарный характер
предоставления убежища или признания статуса беженца и подчеркнуть важность
международно признанного принципа, согласно которому ничто в этих двух актах
не должно быть истолковано как недружественный акт по отношению к стране происхождения
беженцев.
5. Вновь подтвердить важность и значение принципа non-refoulement (включая запрещение
отказа в пропуске через границу) как краеугольного камня в международной защите
беженцев. Этот принцип является императивным в отношении беженцев и при нынешнем
состоянии международного права должен быть признан и соблюдаться в качестве
нормы jus cogens.
6. Вновь указать странам, предоставляющим убежище, на то, что лагеря и поселения
беженцев, находящиеся в приграничных районах, должны создаваться в глубине территории,
на разумном расстоянии от границы в целях улучшения защиты, предоставляемой
беженцам, защиты их прав человека и осуществления проектов, имеющих целью достижения
ими самообеспеченности и их интеграции в принимающее общество.
7. Выразить озабоченность по поводу проблемы военных нападений на лагеря и поселения
беженцев, которые наводятся в различных районах мира, и предложить правительствам
центрально-американских стран, Мексики и Панамы поддержать меры в данной области,
предложенные Верховным комиссаром Исполнительному комитету УВКБ.
8. Обеспечить, чтобы страны региона ввели минимальный стандарт обращения с беженцами
на основе положений Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года и Американской
конвенции о правах человека, учитывая заключения Исполнительного комитета УВКБ,
в частности Заключение № 22 «Защита лиц, ищущих убежища, в ситуациях их массового
притока».
9. Выразить озабоченность положением лиц, перемещенных в собственных странах.
В этой связи участники Коллоквиума призывают национальные власти и компетентные
международные организации предложить этим лицам защиту и помощь и помочь облегчить
страдания, выпавшие на долю многих из них.
10. Призвать государства — участников Американской конвенции 1969 г. о правах
человека применять этот документ при работе с лицами, получившими убежище (asilados),
и беженцами, находящимися на их территории.
11. Исследовать в странах региона, где находится большое число беженцев, возможности
интеграции их в производительную жизнь страны путем выделения для создания рабочих
мест и расширения занятости ресурсов, предоставляемых международным сообществом
через УВКБ, что позволит беженцам осуществлять свои экономические, социальные
и культурные права.
12. Вновь подтвердить добровольный и индивидуальный характер репатриации беженцев
и необходимость ее проведения в условиях абсолютной безопасности, предпочтительно
по месту проживания беженцев в стране его происхождения.
13. Признать, что воссоединение семей — один из основных принципов обращения
с беженцами, который должен составлять основу режима гуманного обращения в стране
убежища, а также основу устройства беженцев в случае добровольной репатриации.
14. Настоятельно призвать неправительственные, международные и национальные
организации и впредь выполнять их достойную задачу, координируя свою деятельность
с УВКБ и национальными властями страны происхождения согласно руководящим принципам,
определенным этими органами.
15. Содействовать более широкому использованию компетентных организаций Межамериканской
системы, в частности Межамериканской комиссии по правам человека, в целях усиления
международной защиты лиц, получивших убежище, и беженцев. Соответственно участники
Коллоквиума считают, что следует укреплять тесную координацию и сотрудничество,
существующие между Комиссией и УВКБ.
16. Признать важность Программы сотрудничества ОАГ-УВКБ и проведенные к настоящему
времени мероприятия и предложить, чтобы на следующем этапе внимание было сосредоточено
на проблеме, созданной массовыми потоками беженцев в Центральной Америке, Мексике
и Панаме.
17. Обеспечить, чтобы в странах Центральной Америки и Контадорской группы на
всех возможных уровнях распространялась информация о международных нормах и
национальном законодательстве, касающихся защиты беженцев, и о правах человека
вообще. В частности, участники Коллоквиума придают особое значение тому, чтобы
такая информация распространялась в рамках ценного сотрудничества с соответствующими
университетами и высшими учебными заведениями.
IV
Поэтому участники Картахенского коллоквиума
рекомендуют:
считать обязательства в отношении беженцев, включенные в Контадорский акт, нормами
для 10 государств, участвующих в Коллоквиуме, и неукоснительно соблюдать их
при определении форм поведения в отношении беженцев в Центрально-американском
регионе;
уделять должное внимание выводам, сформулированным на Коллоквиуме (III), должное
внимание при поиске решений острых проблем, созданных современными массовыми
потоками беженцев в Центральной Америке, Мексике и Панаме;
опубликовать материалы, в которые войдут рабочий документ, предложения и доклады,
а также выводы и рекомендации Коллоквиума и другие соответствующие документы,
и просить правительство Колумбии, УВКБ и компетентные органы ОАГ предпринять
необходимые шаги для максимально широкого распространения данных материалов;
объявить настоящий документ «Картахенской декларацией о беженцах»;
просить Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев
официально препроводить текст настоящей декларации главам государств центрально-американских
стран, Белиза и стран, образующих Контадорскую группу.
И, наконец, участники Коллоквиума выразили глубокую признательность властям
Колумбии, и в частности президенту Республики г-ну Белисарио Бетанкуру, министру
иностранных дел г-ну Аугусто Рамиресу Окампо и Верховному комиссару Организации
Объединенных Наций по делам беженцев г-ну Поулю Хартлингу, почтившим Коллоквиум
своим присутствием, а также университету города Картахена-де-Индиас и Региональному
центру по исследованию третьего мира за их инициативу и за проведение этого
важного мероприятия. Участники Коллоквиума выразили особую признательность за
поддержку и гостеприимство, оказанные властями департамента Боливар и города
Картахены. Они также поблагодарили жителей Картахены, по праву называемой «героическим
городом», за их теплый прием.
В заключение участники Коллоквиума выразили признательность народу и властям
Колумбии, по традиции великодушно предоставляющим убежище и приют тем, кто в
них нуждается